Фас против Яндекс
Антимонопольная служба России против Яндекса
13 апреля 2021 года Федеральная антимонопольная служба возбудила дело против «Яндекса» за дискриминацию сторонних сервисов в поиске.
Согласно сообщению на официальном сайте антимонопольной службы — организация не исполнила предписание ФАС о прекращении создания дискриминационных условий на рынке поиска в сети Интернет.
Предыстория вопроса такова:
В августе 2020 года Avito, ivi, ЦИАН, «Тutu.ru», «2ГИС», «Профи.ру», Zoom и Drom.ru пожаловались в антимонопольную службу на «Яндекс» из-за интерактивных ответов в поисковой выдаче «Яндекса».
20 февраля 2021 года ФАС России выдала ООО «Яндекс» предупреждение, в соответствии с которым организации было необходимо в срок до 1 апреля 2021 года обеспечить «равные условия демонстрации сервисов на страницах поисковой системы» (в том числе для участников рынка – конкурентов группы «Яндекс»).
Компания пытается привлечь внимание пользователей исключительно к собственным сервисам с помощью «технических, визуальных и иных возможностей», которые недоступны сервисам, не входящим в «Яндекс», говорится в документе.
Как установила Федеральная антимонопольная служба, ООО «Яндекс» предоставляет сервисам группы «Яндекс» преимущественные возможности по продвижению (привлечению внимания пользователей) сервисов в поисковой системе «Яндекс». В их числе «Яндекс.Вертикали» (объединяет «Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость» и «Яндекс.Работу»), «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Медиасервисы» и «Кинопоиск». Они появлялись в так называемых «колдунщиках», — так на профессиональном сленге называются интерактивные виджеты, которые появляются на странице с результатами поиска сразу после рекламы и перед органической выдачей (прогноз погоды, картинка, перевод слова).
Как считают в ФАС, у сервисов, не принадлежащих «Яндексу», возможность попасть в «колдунщики» ограничена.
В соответствии с предписаниями «Яндекс» также должен был:
1. прекратить предоставлять преимущество своим сервисам в поисковой выдаче.
2. полностью раскрыть для всех компаний свой механизм продвижения ссылок и привлечения внимания пользователей, в том числе с помощью «колдунщиков».
- предоставить сторонним компаниям возможность пользоваться такими механизмами.
4. формировать поисковую выдачу по единым правилам ранжирования, «на равных условиях, не допуская преимущественной демонстрации сервисов, входящих в ООО «Яндекс».
В тоже время, по мнению «Яндекса»: «Исполнение всех перечисленных требований ухудшит качество поиска для пользователя, а значит — положение поиска Яндекса на рынке по сравнению с конкурентами. Предписание несправедливо, так как направлено только на одного игрока, при этом поисковая доля «Яндекса», например, на iOS меньше 50%. В свою очередь виджеты являются международным отраслевым стандартом, они не закреплены по умолчанию на первых позициях и не имеют никаких преимуществ перед обычными результатами поиска».
В итоге к апрелю 2021 года указания антимонопольного органа компанией исполнены не были, в связи с чем, 13 апреля 2021 года в отношении компании «Яндекс» было возбуждено дело.
Согласно позиции ФАС, ООО «Яндекс» предоставляет сервисам группы «Яндекс» преимущественные возможности по продвижению (привлечению внимания пользователей) сервисов в поисковой системе «Яндекс». Такие действия могут приводить к созданию дискриминационных условий деятельности на смежных с поиском товарных рынках.
В рамках рассмотрения дела антимонопольный орган исследует возможные антиконкурентные действия по продвижению сервисов группы ООО «Яндекс» в поисковой выдаче, а также оценит последствия, к которым привели такие действия.
В случае установления факта нарушения и ограничения конкуренции от действий ООО «Яндекс», обществу может быть назначен оборотный штраф (в виде определенного процента от годовой суммы выручки «Яндекса»).
По мнению юристов, решение вопроса о дискриминации в поисковой выдаче «Яндекса» позволит сформулировать критерии регулирования этой сферы, которых пока нет нигде в мире. Аналогичные вопросы уже не раз поднимались европейскими и американскими антимонопольными органами в отношении компании «Google» и других крупнейших мировых поисковых сервисов, однако до вынесения конкретных решений и привлечения их к ответственности дело пока не доходило.
Таким образом, за сложившейся ситуацией с интересом наблюдают не только профессиональные участники отечественного рынка, но также зарубежные компании и антимонопольные регуляторы. Вполне возможно, что выводы и решения Федеральной антимонопольной службы России по данному делу создадут принципиально новые правила и порядки на рынке поисковых сервисов сети Интернет.
_____________________________________________________________________________
Отыскать наш сайт https://pobeda-audit.ru/ во всемирной глобальной Сети и обратиться за квалифицированной юридической помощью можно по тегам #Юристы в СПб, #хороший юрист в СПб, #юристы в СПб отзывы, #надежные юристы в СПб, #Банкротство в С