+7 (911) 777-76-36

direktor@pobeda-audit.ru

195027, г. Санкт-Петербург, ул. Магнитогорская, д. 30 БЦ «Доминат», офис 609

ООО «РосЭкспертАудит»
ИНН 5190154665
ОГРН 1065190096674

ООО «Консалтинговая Группа «Победа»
ИНН 7804554347
ОГРН 1157847438319

Фас против Яндекс

Антимонопольная служба России против Яндекса

 

13 апреля 2021 года Федеральная антимонопольная служба возбудила дело против «Яндекса» за дискриминацию сторонних сервисов в поиске.

Согласно сообщению на официальном сайте антимонопольной службы — организация не исполнила предписание ФАС о прекращении создания дискриминационных условий на рынке поиска в сети Интернет.

Предыстория вопроса такова:

В августе 2020 года Avito, ivi, ЦИАН, «Тutu.ru», «2ГИС», «Профи.ру», Zoom и Drom.ru пожаловались в антимонопольную службу на «Яндекс» из-за интерактивных ответов в поисковой выдаче «Яндекса».

20 февраля 2021 года ФАС России выдала ООО «Яндекс» предупреждение, в соответствии с которым организации было необходимо в срок до 1 апреля 2021 года обеспечить «равные условия демонстрации сервисов на страницах поисковой системы» (в том числе для участников рынка – конкурентов группы «Яндекс»). 

Компания пытается привлечь внимание пользователей исключительно к собственным сервисам с помощью «технических, визуальных и иных возможностей», которые недоступны сервисам, не входящим в «Яндекс», говорится в документе.

Как установила Федеральная антимонопольная служба, ООО «Яндекс» предоставляет сервисам группы «Яндекс» преимущественные возможности по продвижению (привлечению внимания пользователей) сервисов в поисковой системе «Яндекс». В их числе «Яндекс.Вертикали» (объединяет «Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость» и «Яндекс.Работу»), «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Медиасервисы» и «Кинопоиск». Они появлялись в так называемых «колдунщиках», — так на профессиональном сленге называются интерактивные виджеты, которые появляются на странице с результатами поиска сразу после рекламы и перед органической выдачей (прогноз погоды, картинка, перевод слова).

Как считают в ФАС, у сервисов, не принадлежащих «Яндексу», возможность попасть в «колдунщики» ограничена. 

В соответствии с предписаниями «Яндекс» также должен был:
1. прекратить предоставлять преимущество своим сервисам в поисковой выдаче.
2. полностью раскрыть для всех компаний свой механизм продвижения ссылок и привлечения внимания пользователей, в том числе с помощью «колдунщиков». 

  1. предоставить сторонним компаниям возможность пользоваться такими механизмами.
    4. формировать поисковую выдачу по единым правилам ранжирования, «на равных условиях, не допуская преимущественной демонстрации сервисов, входящих в ООО «Яндекс».

    В тоже время, по мнению «Яндекса»: «Исполнение всех перечисленных требований ухудшит качество поиска для пользователя, а значит — положение поиска Яндекса на рынке по сравнению с конкурентами. Предписание несправедливо, так как направлено только на одного игрока, при этом поисковая доля «Яндекса», например, на iOS меньше 50%. В свою очередь виджеты являются международным отраслевым стандартом, они не закреплены по умолчанию на первых позициях и не имеют никаких преимуществ перед обычными результатами поиска».

 

В итоге к апрелю 2021 года указания антимонопольного органа компанией исполнены не были, в связи с чем, 13 апреля 2021 года в отношении компании «Яндекс» было возбуждено дело.

 Согласно позиции ФАС, ООО «Яндекс» предоставляет сервисам группы «Яндекс» преимущественные возможности по продвижению (привлечению внимания пользователей) сервисов в поисковой системе «Яндекс». Такие действия могут приводить к созданию дискриминационных условий деятельности на смежных с поиском товарных рынках.

В рамках рассмотрения дела антимонопольный орган исследует возможные антиконкурентные действия по продвижению сервисов группы ООО «Яндекс» в поисковой выдаче, а также оценит последствия, к которым привели такие действия.

 В случае установления факта нарушения и ограничения конкуренции от действий ООО «Яндекс», обществу может быть назначен оборотный штраф (в виде определенного процента от годовой суммы выручки «Яндекса»).

По мнению юристов, решение вопроса о дискриминации в поисковой выдаче «Яндекса» позволит сформулировать критерии регулирования этой сферы, которых пока нет нигде в мире. Аналогичные вопросы уже не раз поднимались европейскими и американскими антимонопольными органами в отношении компании «Google» и других крупнейших мировых поисковых сервисов, однако до вынесения конкретных решений и привлечения их к ответственности дело пока не доходило.

Таким образом, за сложившейся ситуацией с интересом наблюдают не только профессиональные участники отечественного рынка, но также зарубежные компании и антимонопольные регуляторы. Вполне возможно, что выводы и решения Федеральной антимонопольной службы России по данному делу создадут принципиально новые правила и порядки на рынке поисковых сервисов сети Интернет.

_____________________________________________________________________________

Отыскать наш сайт https://pobeda-audit.ru/ во всемирной глобальной Сети и обратиться за квалифицированной юридической помощью можно по тегам #Юристы в СПб, #хороший юрист в СПб, #юристы в СПб отзывы, #надежные юристы в СПб, #Банкротство в С